0

Модели бизнеса: виды, механизмы, технологии

Менеджмент в России: что необходимо учесть

Менеджмент как система управления компаниями учитывает особенности менталитета населения страны, в которой осуществляются бизнес-процессы. Если говорить о России, то здесь традиции ведения бизнеса не так развиты и укоренены. Собственных моделей развития практически не существует, поскольку компании изначально были поставлены перед задачей догнать европейские стандарты бизнеса. Менталитет достаточно устойчивая конструкция, в отличие от нестабильной рыночной конъюнктуры. Поэтому не учитывать его — заведомо допустить ошибку в организации бизнес-процессов.

При организации компании в России следует учитывать две ключевые ментальные особенности:

  • До сих пор имеющие силу родственные связи не позволяют организовывать бизнес, опираясь исключительно на профессионализм и квалификацию контрагентов
  • Российский предприниматель предпочитает сначала посчитать прибыль конкурента, и сделать так чтобы его выручка была больше. Если это не прогнозируется, то дело просто не будет начато

Эти два положения тормозят развитие социальной ответственности бизнеса. В большинстве своем этичное поведение современных отечественных компаний основано не на внутренней миссии, а на стремлении создать определенный имидж. С другой стороны, это тоже достаточно позитивная тенденция, хотя и имеет прагматичные цели.

Исходя из специфики менталитета складываются различные типы мышления в менеджменте. На данный момент в России выделяют следующие:

  • Производственный: в центре такого типа мышления лежит продукт, способы, средства и объемы его производства. Такие понятия, как внешняя среда, потребности целевой аудитории, да и сама целевая аудитория, остаются вне фокуса внимания.
  • Маркетингово-финансовый: ключевой целью при таком типе мышления является уровень продаж и операционная прибыль. В результате действий в рамках данной системы может сложиться бренд. Однако он не будет наполнен ценностным компонентом.
  • Коммуникационный: в его основе лежит прогнозирование и моделирование развития бизнес-процессов. Предпринимательская деятельность — это система взаимодействия групп людей, от которых зависит существование компании (учредители, менеджеры, сотрудники, клиенты, партнеры, инвесторы, государственные органы, СМИ, конкуренты, общественные организации).

Считается, что сочетание этих трех типов мышления — условие для устойчивого развития бизнеса.

НЛП: эффективная коммуникация с минимальными издержками

Одним из эффективных инструментов, применяемых в рамках коммуникативного подхода, является нейролингвистическое программирование (НЛП). Ключевая идея технологии — моделирование, то есть создание таких универсальных алгоритмов, которые бы унифицировали процесс управления и передавали ключевую информацию между отделами, а также между компанией и аудиторией без искажения.

Среди целей НЛП главными считаются:

  • Повышение эффективности мышления управленческой команды
  • Повышение эффективности внутренних и внешних коммуникаций, минимизация внутренних и внешних издержек
  • Развитие отдельных коммуникационных навыков

Применение НЛП-технологий дает возможность отделять структуру текста от его содержания, что позволяет использовать одинаковую ключевую информацию в сообщениях разных конструкций, алгоритмизировано адресованных разным группам коммуникационных агентов (потребителям, партнерам и т.д.)

Как выбрать бизнес-модель?

В зависимости от типа деятельности и типа мышления, господствующего у руководства компании определяется бизнес-модель, в соответствии с которой выстраиваются бизнес-процессы.

Бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создает, поставляет клиентам товары или услуги, приобретает экономическую, социальную и другие виды стоимости. Разработка бизнес-модели ведется параллельно и в соответствии со стратегией компании.

Сегодня выделяют следующие виды бизнес моделей:

  • Франчайзинг — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона за определенную плату передает другой право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель
  • Прямые продажи — продажа потребительских товаров и услуг, осуществляемая от человека к человеку вне стационарных точек розничной торговли
  • B2B (Business-to-Business — бизнес-для-бизнеса) — вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов (юридические лица). Ккомпании поставляют товары и услуги для других компаний, а не для конечного потребителя. Например, изготовление рекламной продукции для другой компании, которая занимается продвижением товара или услуги
  • B2C (Business-to-Consumer — бизнес-для-потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи. Эффективный способ устранения географической отдаленности между крупными и малыми городами за счет унификации ценовой политики и деятельности служб доставки
  • B2G (Business-to-Government — бизнес для правительства) — коммуникация между бизнесом и государством. Система характеризует электронную коммерцию и применяется, например, в организации госзакупок
  • G2B (Government-to-Business — правительство для бизнеса) — набор программных и правительственных средств для онлайн-взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур (сайты правительственных органов, госзакупки и т.д.)

Аутсорсинг: доверяй, но проверяй

Перечисленные бизнес-модели не всегда предусматривают исполнение всех задач компании. Если появляются неключевые функции, которые являются традиционными для компании (то есть должны выполняться постоянно для поддержания работоспособности организации), данные виды работ выводятся на аутсорсинг.

Аутсорсинг — передача традиционных неключевых функций компании внешним исполнителям (своего рода отказ от собственного бизнес-процесса).

Выделяют следующие типы аутсорсинга:

  • IT-аутсорсинг
  • Аутсорсинг бизнес-процессов (например, АХО)
  • Промышленный/производственный аутсорсинг (собственное производство из-за непрофильности компании дороже, чем исполнение внешними агентами)

Стартап: как вывести товар на рынок

Часто к услугам аутсорсинга прибегают создатели (учредители) стартап-проектов. Стартапами называют новые формы компаний в начальный период своего развития. Такие компании выстраиваются, в основном, вокруг одного проекта, в центре которой лежит конкретная и проработанная бизнес-идея. Особенность стартапов заключается в том, что идея должна приносить устойчивый и достаточно высокий доход, а на начальном этапе работают небольшое количество человек (как правило, от двух до пяти). Для успешной реализации стартап-проекта необходимы три составляющие: идея, люди, инвесторы.

Примерами успешных стратапов можно считать Windows, Apple, Google, создание первой кремниевой долины выпускниками Стэнфордского университета.

Реализация стартап-проекта логически распадается на несколько стадий.

  • Pre-startup — от оформления идеи, составления бизнес-плана до первоначального вывода товара или услуги на рынок
    • Pre-seed — разработка технического (технологического) регламента производства товара/услуги после анализа потребительских ожиданий и активности, привлечение инвесторов
    • Seed — так называемая посевная стадия, во время которой изучается рынок, составляется план стартапа, выполняется первичное техническое задание, апробация и тест продукта
  • Создание прототипа:
    • Создание и отработка альфа- и бета-версий продукта
    • Организация публичного доступа к бета-версии продукта
  • Запуск товара, исполнение услуг:
    • Стадия роста: продукт занимает устойчивое положение на рынке
    • Стадия расширения: бизнес-план освоен, происходит расширение бизнеса (географическое, производственное и т.д.)
  • Стадия выхода: инвесторы покидают проект. Стратап начинает функционировать как независимый субъект экономических отношений