Как находить таланты в ситуации, когда привлечь компетентных сотрудников трудно, а удержать их в компании еще труднее?
Повышение зарплаты не дает такого эффекта, как раньше, так как специалисты предъявляют все более высокие требования к работодателям. Формируются новые отношения: не компания нанимает сотрудника, а он соглашается в ней поработать.
Поэтому компании, которые хотят занять или сохранить лидерские позиции на рынке, должны обеспечить себе главное конкурентное преимущество — талантливых сотрудников. Как их находить, привлекать и сохранять, рассказываем вместе с экспертом Натальей Райш.
Управление талантами (Talent Management) — это система повышения уровня компетенций в важных для бизнеса видах деятельности.
Реализация этой системы включает внедрение таких программ, как нахождение талантов, наем, развитие, продвижение и удержание специалистов.
Прежде всего, для успешной работы с HiPo-сотрудниками (с высоким потенциалом, от англ. high potential) в вашей компании должны быть уже внедрены 2 системы:
- Управление эффективностью (управление по целям и KPI)
- Соучастие персонала в управлении (модели 2–4)
Модели соучастия сотрудников в управлении организацией
Без этих структур внедрять технологии Talent Management не имеет смысла: вы не сможете всесторонне оценить талантливого сотрудника и измерить экономический эффект его работы для бизнеса.
свой среди своих vs чужой среди своих
Далее нужно определиться, как вы будете находить таланты: привлекать со стороны или растить собственные. При назначении нового руководителя среднего или высшего звена многие компании предпочитают выбирать из своего штата. Если нет альтернативы (например, нет внутренних резервов или потенциальные кандидаты достигли предела развития), приглашают человека извне.
- Решение принципиально новых для компании задач
- Изменение масштабов развития бизнеса
- Создание нового продукта
- Внедрение новых методов управления
- Смена собственника компании
Рассмотрим подробнее, чем полезны сотрудники, выросшие в компании, и новые для фирмы люди:
свои
- Знают специфику компании
- Быстро адаптируются к новой позиции
- Лояльны: разделяют и продвигают корпоративные нормы и ценности компании
- Мотивируют других сотрудников на развитие внутри компании
чужие
- Готовые профессионалы, которых можно сразу же задействовать
- Новые управленческие подходы
- Другие знания, технологии и опыт
- Свежий взгляд на проблемы, отсутствие рабочих шаблонов и стереотипов
Помимо преимуществ, у обеих категорий специалистов есть недостатки и риски, которые лучше взвесить заранее:
свои
- Нехватка новых идей
- Коллеги могут влиять на принятие решений в своих интересах
- Нужны инвестиции для развития сотрудника
- Риск ухода сотрудника, получившего достаточно новых знаний
чужие
- Не знают специфики бизнеса
- Могут негативно влиять на корпоративную культуру
- Элемент равнодушия к происходящему
- Сложности с адаптацией в коллективе
Кроме грамотного выбора сотрудника и его успешной адаптации в новой должности, важную роль в управлении талантами играет оценка эффективности его работы.
Как оценить талант, найденный «на стороне»?
Учитывайте следующие факторы:
- Соотношение на ключевых позициях «свежей крови» и сотрудников с опытом работы в компании
- Стоимость приобретения
- Процент приобретенных сотрудников, оставшихся в компании через 6 месяцев после найма
- Укрепление конкурентного преимущества и увеличение доли рынка
- Показатель горизонтального и вертикального перемещения сотрудников внутри компании
- Удовлетворенность руководства и сотрудников системой развития
Важно отметить: в случае с приглашенным сотрудником вам не надо решать, как и чему его обучать
К вам приходит опытный специалист, хорошо знающий отрасль. Ему просто нужно время, чтобы влиться в коллектив и подстроить свои навыки к вашей компании.
Используйте полученные знания, чтобы решить, нанимать нового человека или растить дальше уже имеющегося специалиста.