0

Как стать лидером

Феномен лидерства

Лидерство относится к категории психологических феноменов. То есть это явление, которое возможно проследить и оценить, но его основа остается неясной и неочевидной как самим лидерам, так и людям, которые подчиняются его лидерству. Тут важно отделить понимание лидерства формального (официальное закрепление статусных полномочий за определенным лицом) от неформального (человек, который оказывает реальное воздействие на взгляды и настроения людей). Сам же лидер становится центральным элементом интеграции групповой деятельности, а лидерство — механизмом осуществления его деятельности.

Феноменальная природа лидерства предполагает, что источники его не поддаются анализу. Вместе с тем ряд специалистов выделяют следующие характерные черты, присущие лидерам:

  • Перспективное видение
  • Открытость
  • Мужество
  • Решительность
  • Энергичность
  • Позитивный взгляд на вещи
  • Умение слушать других
  • Внимательность и критическая настроенность
  • Уверенность и спокойствие
  • Гибкость и чувствительность
  • Ориентированность на результат
  • Умение признавать свои ошибки
  • Способность постоянно учиться
  • Правильная самооценка
  • Страсть к работе
  • Умение зажечь в людях желание двигаться вперед
  • Харизматичность
  • Сфокусированность
  • Компетентность в своей отрасли

Современные ученые находят идеальное сочетание условий для возникновения лидерства в рамках определенной группы людей в следующих параметрах: лидерские качества, конкретная ситуация, психологические ожидания группы и ее реакция на деятельность лидера.

Так получилось, или ситуационная модель лидерства

Обладать лидерскими качествами недостаточно для того, чтобы стать реальным лидером: в целом, ситуация должна сложиться таким образом, чтобы появилась возможность проявить свои черты в наиболее выгодном свете. Ситуационное лидерство на данный момент является самой распространенной концепцией. Впервые на это обратил внимание Ф. Фидлер, который выделял два типа лидеров:

  • Те, кто ориентирован на результат. Такие лидеры пренебрегают взаимоотношениями между сотрудниками и видят только сроки, задачи и планы реализации. Этот тип лидерства отличает жесткий контроль на всех этапах проекта. Вместе с тем такие лидеры, скорее, являются формальными, и не имеют большого влияния среди членов группы.
  • Те, кто ориентирован на формирование комфортных взаимоотношений в трудовом коллективе. Краеугольным элементом данного типа является внутренняя мотивация работников выполнять свои обязанности качественно и в срок. Степень контроля лидера здесь ослаблена, а ответственность за реализацию целей переносится в целом на коллектив. Поэтому срочные задачи, требующие оперативного решения, при таком типе лидерства, реализуются долго. Лидеры обычно совмещают в себе и статусность формального лидера, и влиятельность неформального.

Очевидно, что среди предложенных двух вариантов нет идеального, поскольку для решения разных типов задач требуются отличные друг от друга подходы.

Независимо от типа каждый лидер должен выполнять ряд функций:

  • Планирование деятельности
  • Определение и разъяснений целей
  • Поддержка коммуникаций внутри группы
  • Организация бизнес-процессов внутри группы

Тест на лидерские качества

Ученым не удалось составить обобщенный портрет лидера, но существует ряд сравнительных исследований выдающихся личностей в истории, на основе которых были выявлены схожие характеристики:

  • Лидеры обычно обладают интеллектом, который ненамного выше, чем у остальных членов группы. Привязка к среднему интеллектуальному уровню группы вводится для того, чтобы показать, что нельзя «отрываться» от коллектива. Лидер должен уметь говорить и думать в тех же категориях, что и группа, иначе его идеи и мысли будут не поняты и не восприняты. А, значит, повысить эффективность работы группы такой лидер не сможет.
  • Мотивация власти. Самым сильным мотивом для лидеров в большинстве случаев выступает стремление к власти. Лидеры часто концентрируются на собственной персоне, заботятся о собственном престиже, пытаются поддержать его в любых ситуациях, даже в ущерб группе. Это требует от лидеров определенной гибкости и способности к адаптации. Часто перед такими лидерами встает вопрос об их собственной эффективности.
  • Специфическое отношение к вопросам морали. Лидер должен демонстрировать определенные этические свойства. И здесь возникает некоторая двойственность, поскольку для достижения целей необходимо либо стать образцом морали и добродетели, либо быть беспринципным и бескомпромиссным человеком. Это необходимо, чтобы избавить себя от вопросов к моральному облику, и для того, чтобы создать целостный образ восприятия контрагентами.
  • Большое значение для лидеров имеет качественное образование.

Как ни странно, но психологи находят мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности человека в качестве лидера.

Современные предприниматели опираются на лидерский потенциал руководителей подразделений. Большая часть мотивирующих функций ложится на плечи на директоров и ответственных за реализацию задач различного рода. Особенно актуально это стало после машинизации труда, когда сотрудники перестали чувствовать прямую сопричастность к процессу производства. Импульс трудовой активности теперь задает лидер команды.